Получить специальность SMM-щика никогда не поздно (всё ещё в ТОПе профессий на удалёнке). Но нужно ли это вам? Предлагаем разобраться в этом вопросе.
В этой статье мы расскажем, кто такие SMM-специалисты и в чем суть их работы в 2024 году, как проходит их типичный рабочий день. Также вы узнаете, как появилась эта специальность, как ее можно получить и сколько в ней зарабатывают.
Читайте также: 10 курсов по SMM для начинающих
Как зародился SMM и почему возникла необходимость в таких специалистах
В качестве основы рассмотрим историю СММ. Рассказываем коротко и простыми словами, как и когда возникла необходимость в этом направлении.
Название SMM или Social Media Marketing дословно переводится «маркетинг в социальных сетях». SMM зародился в 2005 году, когда два крупных бренда, Coca-Cola и Nike, провели первые в мире рекламные кампании в соцсетях. Вот как выглядели первые активности компании Coca-Cola:
В 2006 году на арену подтянулись отечественные соцсети – ВКонтакте и Одноклассники. Первую рекламную кампанию в соцсетях попробовал провести Сбербанк в 2009 году, но повторить успех американских коллег наш бренд не смог. С аудиторией в соцсетях на тот момент работать никто не умел, поэтому рекламная кампания обернулась сплошным негативом и разочарованием.
Провал Сбербанка не помешал другим российским брендам завести свои сообщества в социальных сетях. К тому же к 2010 году в отечественных соцсетях сформировалась хорошая почва для маркетинга: появились первые инфлюенсеры, которых тогда называли просто «лидеры мнений». Спрос на ведение соцсетей брендов возрастал, так и появилась потребность в SMM-щиках.
Взлет SMM как направления в России и в мире произошел в 2014 году. К этому времени появились агентства по продвижению в соцсетях, а крупные бренды начали вкладывать него неслыханные до тех пор бюджеты. Владельцы бизнеса осознали, что для продаж в интернете больше не нужен сайт, а их аудитория начала привыкать к покупкам прямо в соцсетях.
В ближайшие годы направление не пойдет на спад и точно себя не исчерпает. Доказательство востребованности – количество вакансий. Например, на Hh.ru сегодня открыто более 7000 вакансий в сфере SMM, из них более 1500 – удаленная работа:
В чем суть работы такого востребованного специалиста? Если коротко то, он проводит комплекс мероприятий в соцсетях для повышения дохода своего заказчика. Хотя работа может выйти за пределы соцсетей. Например, в мессенджеры или на тематические форумы.
Если кратко, то сфера ответственности SMM-менеджера – изучение аудитории бренда, увеличение количества подписчиков в соцсетях и поддержание их вовлеченности. А еще работа с имиджем бренда и трансляция ценностей для повышение лояльности аудитории.
Это интересно: Почему упал охват в Инстаграм*
Как проходит рабочий день SMM-менеджера
Первый рабочий день начинается с создания стратегии и контент-плана. Как работа будет строиться дальше – зависят от договоренностей с заказчиком и формата работы. Для штатного СММ-щика распорядок рабочего дня может определять работодатель. Например, каждый рабочий день начинается с пятиминутной планерки.
Фрилансеры на удаленке решают сами, в какой последовательности выполнять задачи. Они могут работать хоть днем, хоть ночью, главное – выполнять свои обязанности и достигать целей.
Цели
Перечислим цели, которые актуальны для каждого проекта. Помимо них есть локальные цели, которые оговариваются с заказчиком.
Формирование и поддержание имиджа бренда – соцсети без преувеличения можно назвать лицом компании. Бренд должен говорить на одном языке со своими потенциальными клиентами, и это важная часть имиджа. Например, молодая аудитория оценит обращение к ней на «ты» и мемы в публикациях, а вот взрослую аудиторию такой подход может оттолкнуть.
Повышение лояльности к бренду – чем лучше аудитория относится к компании, тем выше вероятность, что при необходимости обратится именно к ней. Например, автолюбитель подписан на канал автомастерской. Ему нравится получать полезные советы от работников сервиса, жизнь подписчика становится легче – лояльность растет. Автолюбитель знает, к кому он обратится, когда его машине потребуется ремонт.
Трансляция ценностей бренда – если бренд серьезно относится к своему продвижению, то у него одни и те же ценности с аудиторией. А специалист точно знает, как эти ценности до потенциального покупателя донести. Например, покупателям товаров для животных будет приятно узнать, что производитель или магазин участвуют в благотворительности и помогают животным в приютах. Жертвуют деньги – хорошо, помогают найти хозяев – еще лучше, отклик аудитории будет выше.
Рост подписчиков и повышение их вовлеченности – мало привлечь аудиторию, нужно добиться ее вовлеченности. Низкая вовлеченность указывает на плохую работу SMM. Например, если подписчикам в Телеграм не нравится контент канала, они могут не отписаться, а бросить его в архив. В результате подписчики есть, но вовлеченность падает.
Ниже – пример поддержания вовлеченности из Телеграм-канала магазинов Магнит. В этом посте дают пользу (скидки и идея, что приготовить), а также добавляют интерактив – задают подписчикам вопрос:
Задачи
Чтобы достигнуть целей, нужно решить ряд задач. Перечислим те, которые встречаются в каждом проекте.
Создание контент-плана и стратегии. Простыми словами, нужно наметить цели и продумать путь, по которому вы будете двигаться к их достижению. Также требуется определить аудиторию заказчика и подготовить его соцсети к привлечению новых подписчиков. В подготовке будут участвовать другие специалисты – копирайтеры, фотографы в дизайнеры. Хотя при работе с мелкими брендами дополнительные задачи часто берут на себя сами СММ-щики.
Привлечение аудитории. Это постоянная часть работы SMM. Для увеличения охватов проводят посевы (сидинги) – закупы рекламы у блогеров и в тематических сообществах. Таким образом к бренду привлекается внимание, его узнаваемость растет.
Насколько трудоемкой будет работа с посевами, зависит от договоренностей с заказчиком. Например, при создании рекламного объявления (креатива) в крупных брендах задействованы другие специалисты: дизайнер отвечает за визуальную часть, копирайтер – за текст. А в мелких брендах все это делает специалист по SMM.
Вовлечение аудитории. Чтобы подписчики вовлекались в соцсети бренда, СММ-щики продумывают и проводят различные интерактивы. Вовлечение происходит и через контент, как правило заходят либо через пользу для читателя, либо через его эмоции.
А вот пример вовлекающего контента от СберМаркет:
Тестирование новых ниш. Нужная аудитория обитает и в смежных нишах. Ваша задача – найти ее там, привлечь и вовлечь. Например, ваш клиент фитнес–центр, его основные ниши – спорт и фитнес, а смежными нишами могут стать индустрия товаров для похудения и ЗОЖ.
Тестирование новых инструментов. Анализ и проверка новых ниш чаще всего становится эпизодической частью работы СММ-менеджера, а вот тестировать новые инструменты вы будете постоянно. В соцсетях регулярно появляются новые фишки, которые можно использовать для привлечения аудитории. А неактуальные фишки уходят. Например, хорошие СММ-щики стали тестировать истории в Телеграм в тот же день, как они стали доступными. Те, кто оценили истории как полезный инструмент, начали работать через них с аудиторией уже на следующий день.
Общение с подписчиками. У крупных брендов эта задача возложена на отдел продаж, но в большинстве случаев она становится частью повседневной работы СММ. Через общение с аудиторией повышается ее лояльность, поэтому важно отвечать на вопросы в соцсетях и оперативно отрабатывать негатив.
Аналитика и отчетность. Здесь мы возвращаемся к первому пункту – к стратегии. Чтобы проверить верность выбранного пути, SMM-щик постоянно контролирует множество показателей: охваты, лайки, сохранения, подписки, комментарии и другие. Если какой-то показатель просел, нужно понять причину и быстро устранить ее. Также частью работы будет предоставление отчетов заказчику.
Пример простого отчета по работе с одной из соцсетей:
Обязанности SMM-щика
В сфере ответственности выполнение всех перечисленных выше задач, а также тех, которые появятся по договоренности с заказчиком. Насколько успешно маркетолог соцсетей справляется с обязанностями, оценивается по показателям эффективности KPI. Их может быть много, перечислим самые основные.
Динамика роста количества подписчиков – важный показатель, но сам по себе он может быть неинформативным. Например, если на соцсети бренда детского питания подписываются слишком юные девушки, то рост подписчиков не идет в плюс. Детей у большинства этих девушек нет, поэтому клиентами бренда они не станут.
Коэффициент вовлеченности (ER) – этот показатель должен быть высоким, но только не за счет негатива. Одна необдуманная реплика может принести множество негативных комментариев. Люди вовлеклись, только чаще всего это идет во вред, но бывает и иначе. Например, многие блогеры часто высказывают непопулярную точку зрения, чтобы повысить охваты. У блогера такой риск может сработать, но в соцсетях бренда это недопустимо.
Процент конверсии в покупку – соотношение числа реальных покупателей к потенциальным покупателям. Например, если пост с пиццей по акции увидели 500 человек, а воспользовались акцией 25 человек, то конверсия составит 5%. Что очень мало для такого предложения.
Типичный рабочий день сммщика
Типичный рабочий день SMM-специалиста начинается с проверки уведомлений в социальных сетях и анализа статистики за предыдущий день. Затем следует планирование контента на ближайшие дни: разработка тем для постов, подбор визуального материала, написание текстов.
После этого SMM-специалист приступает к созданию и публикации контента в соответствии с составленным ранее планом. Это может включать в себя написание и редактирование постов, подбор фотографий и видео, настройку таргетированной рекламы.
В течение дня SMM-специалист также общается с клиентами и коллегами, обсуждая текущие проекты, анализируя результаты и планируя дальнейшие действия. Кроме того, он следит за активностью конкурентов и изменениями в алгоритмах социальных сетей, чтобы адаптировать свою стратегию продвижения.
Завершается рабочий день SMM-специалиста анализом результатов и подготовкой отчетов о проделанной работе. Это позволяет оценить эффективность проведенных кампаний и внести необходимые корректировки в стратегию продвижения.
Статья в тему: 5 нейросетей, которые напишут текст за вас
Как стать SMM-специалистом и зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц
Сколько вы будете зарабатывать, зависит от многих факторов. В том числе и от того, как получите специальность. Поэтому вначале рассмотрим, как выучиться на СММ.
Как освоить профессию SMM-менеджера
Есть множество вариантов, у каждого свои плюсы и минусы.
Самообучение по книгам и экспертным блогам. Этот способ привлекает тем, что обучение достается практически бесплатно. Подпишитесь на топовых специалистов сферы в соцсетях, самостоятельно ищите ответы на каждый возникший вопрос.
Обучение SMM на курсах. Хорошие курсы платные и довольно дорогие. Но. вы обретете специальность намного быстрее, чем при самообучении. У вас будет наставник, которому можно задать любой вопрос.
А главный плюс хороших курсов – это практическая часть. Вы не только отработаете свои первые кейсы, но и положите их в портфолио. То есть сразу после окончания курса у вас будет что показать потенциальному заказчику в качестве примера.
Лучший способ быстро освоить SMM – объединить оба подхода.
Сколько зарабатывают SMM-щики
В этой сфере специалисту будут платить ту сумму, на которую он договорится с заказчиком. Разброс цен действительно большой.
Для сравнения рассмотрим два предложения. В первом случае предлагают платить 5000 рублей в месяц и процент от продаж. Во втором – 70 000 рублей на период испытательного срока, а после его окончания 170 000 рублей при выполнении KPI.
Очевидно, что уровень оплаты зависит от сложности проекта и количества обязанностей. За полный день будут платить больше, чем за частичную занятость. При этом на частичной занятости можно вести несколько проектов. СММ-щики на фрилансе часто совмещают 2-3 проекта.
Также доход в СММ зависит от ниши и конкуренции в ней. И даже от географического фактора. Например, сфера недвижимости – прибыльная ниша в любом регионе, но в Москве в ней будут платить больше, чем в Самаре, так как цены на рынке недвижимости Москвы в несколько раз выше.
Как выйти на доход от 100 тысяч рублей в SMM?
У каждого маркетолога свой путь. Кому-то повезет найти постоянных заказчиков с высоким чеком практически сразу после курсов. Кто-то будет поднимать свой чек постепенно – чаще всего именно так и происходит. Поэтому универсальной формулы, как начать зарабатывать 100 000 рублей и больше, не существует.
Но известно, что для этого необходимо: освоить профессию SMM-менеджера и наполнить портфолио успешными кейсами. Обучение после этого не заканчивается: в сфере СММ всегда появляется что-то новое, поэтому эксперты в ней постоянно изучают, тестируют новые фишки и собственные гипотезы.
Повысить чек можно за счет дополнительных навыков. Например, сейчас на взлете направление нейросетей. Умение работать с ними станет плюсом и поводом для повышения чека. Если планируете работать с локальными брендами, то не помешает освоить программы обработки фото и обзавестись хорошей камерой. Маленькие компании редко нанимают фотографа, его функции за доплату может взять на себя маркетолог.
Цель зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц в СММ вполне достижима. Вот несколько вакансий для примера:
Коротко о главном
Мы рассказали, как и когда зародилось направление SMM, чем занимаются специалисты внутри него. Перечислили задачи маркетологов в соцсетях, за какие показатели они отвечают.
Также рассказали, как можно стать маркетологом соцсетей, сколько они зарабатывают. Теперь вы знаете, можно ли зарабатывать 100 000 рублей в месяц на SMM и как достичь такого уровня дохода.
Полезные ссылки:
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.