Не стоит думать, что заключение статьи никто не читает и писать его не нужно.
Факт: по данным отчета о контенте в Метрике — на нашем сайте до конца статьи дочитывает около 30% посетителей сайта или более 250 000 пользователей в месяц.
При этом заключение статьи нужно не только написать, но и правильно оформить — как это сделать, узнаете из нашего материала.
Читайте также: 10 лучших курсов по копирайтингу
Что НЕ стоит писать в заключении
Или как можно испортить концовку:
1. Пересказывать содержание статьи. Человек уже и так прочитал весь текст, ему неинтересно, пусть и в краткой форме, перечитывать ту же информацию еще раз.
2. Писать в стиле, отличном от стиля статьи. Например, вы писали текст об устройстве механической коробки передач в инфостиле и без воды, а в заключении зачем-то вставили свои детские воспоминания о том, как папа дал вам «порулить» в 12 лет. И наоборот, если вы ведете блог для мам и пишите статьи в разговорном стиле, не нужно в заключение вставлять куски сухого текста из Википедии.
3. Оставлять незаконченные мысли. Так, как будто это не заключение, а продолжение основной части, обрезанное в самом неожиданном месте. Как будто вы писали статью, а потом резко заснули.
Совет: если статья получается слишком объемной, а вам нужно уложиться в конкретное количество символов — лучше разделить тему на 2 более узких статьи.
4. Добавлять в заключение информацию, которая не относится к статье. Например, вы готовите материал об идеях бизнеса в Инстаграм, а в заключении пишите о том, что предпринимателям повысили налоги. Вроде бы и то и то относится к бизнесу, но читатель хочет узнать именно о бизнесе в Инстаграм.
5. Указывать лишних персонажей, перескакивать на другую тему. Например, вы описываете биографию известного скульптора и в заключении упоминаете о его родственниках, о которых не говорили ранее. Такую информацию нужно указывать в основной части. Или вы посвятили статью изучению работ художника, а в заключении решили написать про его школьные годы.
6. Писать слишком много текста. Чем лаконичнее написано заключение, тем лучше. Старайтесь уложиться в 1-2 абзаца.
7. Писать много «воды». В этой части статьи должна быть выжимка полезной информации и краткие выводы.
Пример неудачного заключения — очень много воды, лишние призывы, автор перескакивает с мысли на мысль. Заключение не несет никакой пользы для читателя.
Что писать в заключении статьи
Содержание и тип статьи определяет ее заключение. Например, у продающей и информационной статьи заключение будет разным.
- Информационный текст — пишем краткие выводы или чек-лист по содержанию статьи.
- Продающий текст — подталкиваем читателя к целевому действию, оставляем в заключении призыв. Можно добавить инфу, как это действие сделать, например, «Для заказа оставьте заявку на обратный звонок, и наши менеджеры обязательно с вами свяжутся!»
- Текст для соцсетей или статья в блоге по интересам — задаем вопрос читателям, предлагаем порассуждать на заданную тему. Или просто призываем делиться своим мнением в комментариях.
Перечисляем варианты, что и как писать в заключении:
Краткие выводы. Подходит для любой информационной статьи. Например, вы пишите статью о личном бренде, а в заключении указываете, какие плюшки дает создание такого бренда.
Чек-лист. Подходит для статей-инструкций. Например, вы пишите статью о том, как получить государственные выплаты на ребенка. В конце можно предоставить краткий чек-лист из нескольких пунктов с самой важной информацией — список документов, порядок подачи, куда подавать, в какие сроки, когда ждать выплат.
Описание преимуществ компании. В тексте «О компании» это может быть блок «Почему мы». Подходит для описания услуг. Например, вы пишите статью для веб-студии, разрабатывающей сайты. В конце стоит написать, чем эта компания лучше других, какие у нее преимущества и почему стоит заказать услугу именно у них. Только нужно подкрепить все эти заявления аргументами, чтобы читатель сам подошел к выводу что лучше обратиться в эту компанию.
Ссылки на другие статьи. Например, вы пишите подборку «90 идей для бизнеса в интернете». В заключении можно написать, что вы указали лишь самые популярные идеи, а в реальности их намного больше и разместить ссылки на другие статьи, например, на аналогичные подборки. Либо вы пишите краткую подборку сервисов, а в заключении даете ссылки на подробные обзоры каждого сервиса.
Призыв к действию. Вы расписали преимущества своей компании, а в конце призываете оформить заявку или совершить телефонный звонок. Этот пункт также подходит для информационных статей, например, можно предложить читателям оставить вопросы по содержанию статьи в комментариях.
Риторический вопрос. Но его нужно правильно упаковать, чтобы логично вписался в статью.
Личные наблюдения, описание опыта. Например, вы пишите статью о блокировках в Инстаграм, а в заключении рассказываете, с какими случаями блокировки сталкивались лично.
P.S. Не обязательно оформлять заключение в виде отдельного блока — главное, чтобы это была логичная концовка статьи. Также есть сайты вообще без заключения к статьям, и это не мешает им набирать просмотры, так что не стоит думать, что без этой части статья будет недоработанной.
Это интересно: Полное руководство по работе с Google Docs
Примеры оформления выводов по статье
Показываем и разбираем примеры, как оформляется заключение на разных сайтах:
Seiv.io
В статьях-инструкциях заключение оформляется в виде чек-листа с самыми важными пунктами. Пример — статья «Как правильно экономить деньги на продуктах, одежде, ЖКХ и жить в достатке».
TexTerra
Так как над блогом работает несколько авторов, стиль написания статей и оформление заключения у всех разные. Например, у этого автора в заключении написаны краткие выводы. При этом оно оформлено в виде отдельного блока с заголовком «Выводы».
А у другого автора в заключении ссылка на другую статью и призыв к читателям делиться своими идеями в комментариях. Заключение оформлено, как часть текста.
Dnative
Видно, что статьи на сайте пишутся не по шаблону — в одних есть заключение, в других нет. Да и типы заключения отличаются.
Например, вот заключение к статье «Почему не работают хэштеги в Инстаграм». Автор указывает дополнительную информацию (о том, что в Инсте стало больше пользователей и контента), а в конце задает риторический вопрос: «Возможно ли корректно синхронизировать такой объем информации без потерь?».
В другой статье того же блога «Теневой бан существует», автор рассказывает личные наблюдения о том, что происходит с аккаунтом в Инстаграм после теневого бана.
ProTraffic
Заключение зависит от автора, который писал статью. Например, под статьей «Как получить целевой трафик. Новая модель оплаты CPA Target» заключения, как такового нет, но есть призыв регистрироваться в сервисе в конце статьи.
В другой статье того же блога в заключении написан призыв задавать вопросы в комментариях к статье и в Telegram-чате, а ниже размещен блок с ссылками на другие статьи.
Лайфхакер
На сайте полно статей вообще без заключения — в конце статьи просто блок с ссылками «Читайте также».
Заключение
Нет конкретных шаблонов и железных правил, по которым нужно писать заключение — все зависит от типа статьи, копирайтера и его стиля изложения (или контент-менеджера, который готовит структуру статьи). Более того, статья вообще может быть без заключения, если так хочет заказчик/владелец сайта.
Если вы решили, что в ваших статьях обязательно должно быть заключение — используйте наши рекомендации, чтобы сделать финальную часть статьи максимально полезной для читателя.
Полезные ссылки:
- Как придумать заголовок для статьи
- Как написать статью на любую тему за 3 часа
- Как написать положительный отзыв о компании от лица клиента
- Как написать анонс к статье
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.