В соцсетях высокая конкуренция за внимание зрителей. Человеку требуется всего несколько секунд, чтобы принять решение – смотреть видео до конца или перейти к следующему. Именно поэтому важно научиться привлекать внимание аудитории. Даже в статистике Reels появился показатель «Коэффициент пропусков», который показывает сколько зрителей сразу пропустили ваш ролик.
В этом поможет правило 5 секунд. Мы расскажем, что это за правило и как оно работает для коротких видео (Reels/TikTok/Shorts). Также приведем примеры идей, как сделать цепляющее начало для ролика – предложим 10 рабочих идей.
Читайте также: Как попасть в рекомендации Reels
Правило 5 секунд в коротких видео
Правило основано на психологии человека и особенностях восприятия информации в соцсетях. Его суть в привлечении и удержании внимания зрителя на первых секундах просмотра. Сколько первых секунд будут самыми важными – зависит от формата видео. Поэтому аналогичные приемы называют по-разному: правило 1-3-5-10 секунд.
Сейчас в соцсетях популярны короткие форматы – Рилс, Шортс, ТикТок, ВК Клипы. Для них решающими будут первые 3-5 секунд.
Важный момент: правило 5 секунд очень важное, однако, успех ролика зависит не только от него. Нужно грамотно составлять сценарий, с учетом особенностей коротких роликов.
10 идей, как привлечь внимание зрителя с первых секунд ролика
Разберем на реальных примерах 10 способов привлечь внимание пользователя на первых секундах. Чаще всего блогеры снимают ролики по проверенным схемам, но есть и те, кто придумал собственные стратегии удержания внимания пользователя. Вы можете вдохновиться примерами и разработать собственные идеи на их основе.
1. Обозначить тему
Самый простой способ вовлечь зрителя – на первых секундах сообщить ему, о чем будет видео. Например, этот ролик – отрывок из выступления комика на телешоу. На первых кадрах зритель видит тему «Как стать настоящим москвичом» и формирует ожидания.

2. Начать с интриги
Всего одно слово может усилить интерес зрителя. В данном случае это слово «Оказывается» на первых кадрах. Оно указывает на то, что дальше будет раскрыто что-то неожиданное, это интригует.

В этом примере речь идет об очистке бассейнов, но ролик досмотрят даже те, у кого никогда не было бассейна.
Статья в тему: Как набрать много просмотров в Reels
3. Задать вопрос
Зритель видит в самом начале ролика вопрос, на который ему хотелось бы узнать ответ, поэтому продолжает просмотр. Например, в этом ролике эксперт делится своими кейсами по инвестированию в сайты. На первых секундах видео мы видим вопрос «Как из 3 тысяч рублей сделать 300 тысяч рублей?»:

4. Использовать динамику
Динамичные ролики привлекают внимание. Хороший прием – частая смена кадров на первых секундах ролика. Например, блогер рекламирует средство для роста волос. На первых секундах несколько раз происходит смена кадра.

С разных ракурсов показывают красивые волосы модели.

5. Показать что-то необычное
На первых кадрах ролика пустая бутылка лежит в грязи под ногами. Это формирует ожидание, зритель подсознательно начинает думать, что интересного может быть в грязной бутылке. Это как минимум необычно. Далее оказывается, что тема видео – как стеклянная бутылка может пригодиться в условиях дикой природы.

Шортс собрал более полумиллиона лайков, за счет необычного захода его точно посмотрели и те люди, которые никогда не были и не будут в условиях дикой природы.
6. Привлечь внимания яркой деталью
Эта девушка-блогер снимает шортсы с ярким макияжем и броской прической. Зрителю потребуется несколько секунд, чтобы рассмотреть ее образ. За это время он поймет тему ролика и с высокой вероятностью вовлечется и досмотрит до конца.

7. Вызвать резонанс
Когда зритель видит какое-то несоответствие, он начинает думать, шутка это или нет. А пока думает – вовлекается. Пример – ролик с подборкой красивых мест в Вологодской области. Тема подписана на первом кадре, а на фоне – лужа с грязью. Зритель начинает думать, правда ли автор ролика считает ее нереально красивым местом.

Далее показаны действительно красивые локации, но внимание было привлечено именно резонансом.
8. Показать эмоции
Сюжет ролика – как мастер необычно украшает бенто-торт. На первых кадрах – эмоциональная подпись «Ахаха я долго ржала…». Зритель заранее настраивается на что-то смешное и ждет этого, потому что тоже хочет посмеяться. За счет такого приема он досмотрит ролик до конца:

9. Обозначить тренд
Каждому блогеру стоит снимать тренды, также не помешает в самом начале обозначать, по какому тренду снят ролик. В Reels сейчас завирусился тренд на ультракороткие видео продолжительностью 0,5 секунды. Этот тренд подтверждает эффективность правила 5 секунд. Например, блогер запостила ультракороткое видео и обозначила, что это тренд:

10. Неожиданный переход-приземление
Эффект неожиданности в действии: с этим приемом зритель не просто досмотрит видео до конца, но и пересмотрит еще раз. Покажем на примере. На первом кадре мы видим, как человек прыгает или падает с высоты:

На втором кадре появляется автор видео – приземляется, как будто это он совершил прыжок. В данном случае это работник ресторана в форме и с меню в руках. Она сообщает об акции на завтраки:

Коротко о главном
Если вы хотите проверить, работает ли правило 5 секунд для вашей ниши и вашей аудитории – просто попробуйте следовать ему и оцените показатели. Для повышения эффективности можно сочетать несколько приемов, например, показать в начале ролика что-то необычное и задать вовлекающий вопрос зрителям. Или обозначьте тренд эмоциональной подписью, чтобы сформировать двойные ожидания.
Полезные ссылки: