Бенчмаркинг – сравнение процессов и параметров компании с аналогичными процессами и параметрами других компаний. Помогает выявлять и использовать в своих целях сильные и слабые стороны конкурентов – перенимать их успешный опыт и избегать шагов, показавших неэффективность.
В статье разберемся в разновидностях бенчмаркинга, выясним, какие задачи он решает и как проводится. Рассмотрим типичные примеры.
Читайте также: Лестница узнавания Бена Ханта в маркетинге
Что такое бенчмаркинг простыми словами
Цели и задачи бенчмаркинга
Успех бизнеса зависит от многих показателей – качества товара, стратегии его продвижения, ассортимента, сервиса и пр. Чтобы сохранять конкурентоспособность на рынке, нужно изучать опыт других компаний. Сравнение своих и чужих показателей позволит понять, в чем именно вы проигрываете конкурентам. Поможет выявить их успешные практики и адаптировать под особенности собственного бизнеса.
Процедура такого сравнительного анализа называется бенчмаркингом. С его помощью можно рассматривать:
- Бизнес-процессы.
- Маркетинговые стратегии.
- Качество продукции.
- Производственные затраты.
- Ценовую политику.
- Сервисные услуги.
- Удовлетворенность клиентов и пр.
Пример. Сравнение характеристик нескольких конкурирующих предприятий.
Бенчмаркинг помогает улучшить ключевые характеристики бизнеса и поднять его позиции на рынке.
Основные цели проведения бенчмаркинга:
- Повышение качества продукции или услуг.
- Оптимизация процессов, снижение затрат.
- Увеличение эффективности работы, рост производительности.
- Новые конкурентные преимущества. Повышение рейтинга на рынке.
Задачи, которые нужно решить для достижения поставленных целей:
- Выявление различий между своей компанией и изучаемыми компаниями.
- Поиск и изучение успешных практик, способных дать конкурентные преимущества.
- Фиксирование чужого негативного опыта, недопущение его повторения.
- Исправление своих обнаруженных ошибок, отказ от убыточных технологий.
- Создание стратегии по адаптации и внедрению чужих эффективных наработок в свой бизнес.
- Мониторинг прогресса и корректировка плана действий.
Результат проведенного бенчмаркинга зависит от того, насколько масштабно ставились и решались задачи: от точечного роста отдельных показателей до повышения общей прибыльности бизнеса.
Статья в тему: Что такое email-маркетинг
Какие виды бенчмаркинга бывают
Классифицировать бенчмаркинг принято по двум основным критериям: охвату и объекту анализа.
Виды бенчмаркинга по отраслевому и / или географическому охвату:
- Конкурентный – сравнение своей компании с прямыми конкурентами на рынке.
- Отраслевой – сравнение с компаниями из одной отрасли / ниши.
- Функциональный – сравнение с компаниями из других отраслей, но с аналогичными функциями или процессами.
- Синергетический – изучение положительного опыта компаний, независимо от рода их деятельности.
- Генеральный – сравнение с лучшими в своем классе компаниями, независимо от отрасли.
Кроме рассмотренных выше видов внешнего бенчмаркинга, сравнивающего показатели разных компаний, существует еще внутренний бенчмаркинг, позволяющий анализировать процессы и параметры внутри одной компании, между различными отделами или подразделениями.
Пример отраслевого бенчмаркинга. Сравнение по ключевым параметрам лидирующих нефтегазовых компаний.
Виды бенчмаркинга в зависимости от объекта сравнения:
- Процессный – сравнение бизнес-процессов (производственных, технологических и пр.).
- Продуктовый – изучение характеристик, качества и стоимости продукции.
- Стратегический – рассмотрение стратегий и бизнес-моделей компаний.
- Эффективности – сопоставление ключевых показателей эффективности (KPI) и результатов деятельности.
Бенчмаркинг дает возможность сравнивать свой бизнес с лидерами рынка, выявлять и исправлять допущенные ошибки. Помогает руководству компании принимать взвешенные решения, способствующие развитию бизнеса.
Методы проведения бенчмаркинга
Бенчмаркинг включает в себя методы, позволяющие собирать и анализировать информацию о чужом бизнесе, сравнивать свои показатели и процессы с показателями и процессами других компаний.
Основные методы бенчмаркинга:
Анализ данных – сбор и анализ количественных и качественных данных для сравнения показателей и процессов
Пример 1. Финансовый анализ – сравнение финансовых показателей (выручка, прибыль, затраты на производство).
Пример 2. Анализ производственных показателей – производительности, качества продукции, времени выполнения процессов.
Сбор данных о других компаниях обычно осуществляется через публичные отчеты, базы данных и другие доступные источники.
Наблюдение – прямое наблюдение за процессами и практиками в других организациях с целью изучения их методов работы.
Пример 1. Посещение предприятий – наблюдение за производственными линиями и рабочими процессами.
Пример 2. Оценка обслуживания клиентов путем наблюдения за работой отделов по обслуживанию клиентов.
Следует посещать организации, наблюдать за происходящими процессами и документировать увиденное. Затем анализировать уведенное и делать выводы.
Интервью и опросы – сбор информации через интервью и опросы сотрудников, клиентов или партнеров.
Пример 1. Интервью с руководителями – получение сведений о стратегиях и методах управления.
Пример 2. Опросы клиентов – получение информация о степени удовлетворенности клиентов и качестве обслуживания.
Перед тем, как взять интервью или провести опрос, следует тщательно продумать вопросы, которые будете задавать. Полученные ответы нужно проанализировать и на их основе разработать план действий по улучшению состояния дел в своей компании.
Опрос клиентов в магазине бытовой техники:
Публичные источники информации – использование данных из публичных источников, таких как годовые отчеты, исследования, публикации и пр.
Пример 1. Годовые отчеты компаний – изучение финансовых показателей и стратегий конкурентов.
Пример 2. Отраслевые исследования – сравнение параметров своей компании с отраслевыми стандартами, отслеживание тенденций.
Метод предусматривает поиск и сбор информации из публичных источников. Анализ полученных данных и сопоставление с показателями своей компании. Выявление лучших практик и внедрение их в свою компанию.
Этапы проведения бенчмаркинга
Бенчмаркинг проводится в несколько этапов, с пошаговым выполнением соответствующих операций:
- Планирование
- Определение целей и задач исследования.
- Выбор процессов и показателей для анализа (ассортимент, цена, обслуживание клиентов и пр.).
- Создание оценочных критериев (бенчмарков) для выбранных показателей, с установкой нижних и верхних границ.
- Выбор компаний для сравнения (прямые конкуренты на рынке, производители аналогичных товаров и пр.).
2. Сбор данных
- Выбор методов сбора данных (наблюдение, опросы, публичные источники и пр.), подготовка к их реализации.
- Использование выбранных методов для сбора информации о процессах и показателях конкурирующих организаций.
- Сбор данных об аналогичных процессах и показателях своей компании.
3. Анализ данных
- Анализ и сравнение собранных данных.
- Выявление сильных и слабых сторон конкурентов.
- Выявление положительного опыта, пригодного для использования в своей компании.
4. Разработка плана улучшений
- Всестороннее изучение чужих успешных практик, адаптация под особенности собственного бизнеса.
- Определение конкретных шагов по внедрению новых практик в свой бизнес.
5. Внедрение и мониторинг
- Реализация плана улучшений.
- Регулярный мониторинг прогресса.
- Корректировка процессов по мере необходимости.
Примеры бенчмаркинга
Рассмотрим кратко, как проводится бенчмаркинг в разных отраслях.
Производственная компания
Цель: Снижение производственных затрат.
Вид бенчмаркинга: Процессный, отраслевой.
Задачи: Сбор данных по ключевым производственным характеристикам своей компании и компаний конкурентов. Сравнение производственных процессов предприятия с лидерами отрасли, выявление более эффективных методов и внедрение их на своих линиях.
Розничная сеть
Цель: Повышение уровня клиентского обслуживания.
Вид бенчмаркинга: процессный, конкурентный.
Задачи: Изучение и сравнение процессов обслуживания клиентов с лучшими практиками конкурентов. Обучение персонала и внедрение новых стандартов обслуживания.
Технологическая компания
Цель: Ускорение разработки новых продуктов.
Вид бенчмаркинга: продуктовый, процессный, функциональный.
Задачи: Сравнение процесса разработки продуктов с компаниями из других отраслей, адаптация их лучших практик для ускорения своих процессов.
Заключение
Бенчмаркинг – это эффективный инструмент улучшения параметров и процессов организаций. Позволяет изучать и использовать опыт более успешных компаний, повышать за их счет эффективность и конкурентоспособность собственного предприятия. Включает в себя ряд методов, выбор которых зависит от направленности бизнеса и целей проводимых исследований.
Полезные ссылки:
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.