Вы когда-нибудь замечали, насколько красиво говорят публичные лица, когда им дают слово у трибуны? Их речь льется прямо как ручеек. Многие завидуют подобным умениям и всерьез считают, что среди политиков, звезд шоу-бизнеса, миллионеров и общественных деятелей собрались сплошь великие ораторы. На деле же все куда прозаичнее. Большинство из них выступают по заранее заготовленным сценариям, которые были написаны специально обученными людьми – спичрайтерами.
Спичрайтинг – довольно прибыльная и востребованная на сегодняшний день сфера деятельности. Если вы умеете писать красивые речи, вы никогда не будете нуждаться в работе. Знаменитостей достаточно много, каждый день кто-то из них выступает перед людьми, поэтому, если вы хорошо себя зарекомендуете, вам будут постоянно поступать заказы.
Скажу откровенно: научиться спичрайтингу нелегко. Но если вы чувствуете в себе силы, у вас есть опыт создания статей для сайтов и достаточный багаж знаний, надо с чего-то начинать. Давайте поговорим об этом подробнее.
Как составить текст для публичного выступления
Об особенностях и видах публичной речи можно рассуждать долго. Они должны быть одновременно сильными, но простыми, художественными, но понятными большинству, цветущими, но лаконичными. Осознание всех этих тонкостей приходит с практикой. Остановимся пока на структуре спича – на том, что можно освоить прямо сейчас.
Прежде, чем работать с текстом, разбейте его на блоки. Так вам будет гораздо легче построить логические связи. А я перечислю детали, которым необходимо уделить внимание.
Читайте также: Как написать коммерческое предложение
Лимит выступления.
Хорошая речь не должна быть слишком затянутой и слишком короткой. Как правило, она занимает не больше 15–20 минут. Вам нужно сделать все, чтобы человек, для которого вы пишете, смог уложиться в заданные рамки.
У каждого свой темп речи, своя манера делать паузы, свои особенности произношения. Поэтому вам стоит заранее познакомиться с клиентом и послушать, как он говорит. Отталкиваясь от этого, вы сможете подобрать слова и предложения подходящей длины. В идеале нужно принести готовую речь к клиенту и побывать у него на репетиции. Если вы видите какие-либо проблемы, ваша задача – переделать текст так, чтобы его было комфортно произносить и воспринимать.
Приветствие.
Если ваш клиент – начинающий оратор, подберите ему приветствие, которое он будет озвучивать во время каждого выступления. Не нужно придумывать ничего броского и вычурного. Одного «добрый вечер» может хватить с головой. Обратите внимание на то, как здороваются передовые политики. Каждый делает это по-своему и у многих приветствие уже стало персональной фишкой. Бывшего президента Украины Виктора Ющенко узнавали по неизменной фразе «любі друзі» (рус. «дорогие друзья»), которую он говорил перед каждой своей речью.
Вступление.
На сцене нет времени на раскачку. Необходимо захватить внимание слушателей с первых же слов и не отпускать его до самого конца. Поэтому умение писать классные вступления – хлеб спичрайтера.
Часто речи начинают со знаменитой цитаты, пословицы или притчи. Также можно сразу перейти к сути, но плавно, а не с места в карьер. Главное – не растягивайте вступительную часть надолго. Она должна занимать не более 10% всего повествования.
Установление контакта с публикой.
Справедливости ради, спичрайтер не в силах помочь наладить контакт с аудиторией на 100%. Очень многое зависит от посторонних факторов: позы, жестов, громкости голоса, благозвучности тембра и, в конце концов, внешнего вида выступающего. Однако кое в чем автор может поспособствовать.
Путь к сердцу публики обычно прокладывается с помощью:
- грамотной подводки к основному монологу;
- вопросов в аудиторию;
- интриги;
- использования фраз, которые знакомы с детства.
Пасторы христианских культов – не самый лучший пример, но обратите внимание на то, как они настырно склоняют публику к обратной связи фразами, в духе: «правда ли с вами это случалось?», либо «верно ли я говорю?». Не нужно их копировать. Просто возьмите этот метод на заметку и используйте его в меру.
Это интересно: Как составить пресс-релиз
Основная часть.
Здесь вы должны максимально передать смысл сказанного. Увы, знания одной темы будет недостаточно. Чтобы спикер достиг поставленной цели, поинтересуйтесь у него, для чего он выступает, что хочет донести людям, как эта речь должна отразиться на его дальнейшей профессиональной деятельности. Также вам следует хорошо изучить целевую аудиторию – ее интересы даже важнее, чем интересы клиента. Если выступление будет проходить перед бабушками, вы не будете писать для них, как для студентов.
Выводы.
Выводы в речи – не просто красивый заключительный аккорд. В идеале в них должно содержаться резюме всего вышесказанного, а также мотивация к какому-либо действию. Посмотрите, как заканчивают свои речи президенты. Они, как правило, призывают свой народ сделать что-либо. Или понаблюдайте, как завершаются выступления на TEDx. Там всегда есть какая-нибудь мораль.
Статья в тему: Примеры того, как нужно писать продающие тексты
Примеры и образцы спичрайтинга
Чтобы вам стало понятнее, как вышесказанное применяется на практике, давайте рассмотрим пару примеров удачных спичей.
Как бы не глумились над Сашей Спилберг в Интернете, ее речь для депутатов Госдумы была составлена довольно грамотно. Сразу видно, что над ней работала не она сама.
А это – пример речи, взятый с сайта myspeechwriting.ru. Посмотрите, насколько простые формулировки использует автор. Такой текст очень легко заучить и удобно произносить вслух.
Заключение
Я слукавлю, если скажу, что научиться спичрайтингу можно за пять минут. Хороший спичрайтер – это журналист, политолог, психолог и филолог в одном флаконе. Чтобы постичь все это, нужно практиковаться годами.
К счастью, нет ничего невозможного. Если вы действительно хотите проявить себя именно в этом жанре коммерческого письма, пусть наша статья станет первым шагом в вашей карьере. Все остальное – за вами.
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.
⭐ Самое важное мы оперативно публикуем в Telegram-канале: https://t.me/postiumru/. +Плюс эксклюзивы, которых нет на сайте.