Эмоциональный интеллект — это, в широком смысле, способность распознавать эмоции у себя и других людей. А также — управлять этими эмоциями и держать их под контролем. Даже если в описании вакансии не сказано, что кандидатам требуется высокий уровень эмоционального интеллекта, это крайне важный показатель.

В этой статье расскажу, почему развитый ЭИ необходим для построения успешной карьеры почти в любой отрасли, и дам советы, как его развить.

Реклама. Erid 2VtzqwKjQ5T. ООО «Колтач Солюшнс»
Реклама. Erid 2Vtzqvx8CGM. ООО «Колтач Солюшнс» ИНН 7703388936

Автор: Марина Лисица, руководитель департамента подбора и адаптации персонала ГК Softline.

Читайте также: ТОП-10 удаленных профессий

Что такое ЭИ

Эмоциональный интеллект (он же ЭИ или на английском — EQ) — это понятие, которое часто применяют наряду с IQ. ЭИ включает в себя много показателей, но самое главное — он показывает уровень эмпатии и коммуникабельности. Насколько хорошо человек способен сопереживать, понимать чужие эмоции и контролировать свои, как он уживается с другими людьми и можно ли с ним договориться.

На самом деле, создатели концепции ЭИ не изобрели ничего нового. Во все времена (и десять лет назад, и тридцать, и сто) для успешной работы в команде требовалось умение слышать других и доносить свою позицию, а для того, чтобы руководить — вникать в проблемы сотрудников и мотивировать их. И, конечно, для работы в любом направлении будут полезны навыки самоорганизации и управления стрессом.

Сама концепция ЭИ появилась ещё в начале 1990 годов, но по-настоящему популярной стала после публикации книги Дэниела Голумана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» (1995 г.). Разбирая понятие ЭИ, автор рассматривает связь между способностью разбираться в своих и чужих эмоциях и успехом в жизни.

«Какие факторы срабатывают, например, когда люди с высоким IQ терпят неудачу, а обладатели относительно скромного IQ оказываются, как ни странно, успешными? Я убежден, что причина чаще всего в так называемом эмоциональном интеллекте, который включает в себя самоконтроль, инициативность и настойчивость, а также способность к самомотивации», — пишет Голуман.

Это интересно: Что такое софт-скилы

Эмоциональный интеллект в работе

Мы очень много взаимодействуем с людьми. Наступила эра командной работы, и даже в ИТ на смену загадочным гениальным одиночкам пришли сильные сплочённые команды талантливых людей, которые умеют решать нестандартные задачи.

А чтобы работать в связке с другими, как раз и необходим развитый эмоциональный интеллект. Давайте посмотрим, как высокий ЭИ помогает лучше справляться с разными рабочими задачами.

Задача: сделать проект внутри команды

Одно из главных качеств людей с высоким ЭИ — это адаптивность. Когда происходят изменения (а они происходят постоянно), человек с низким ЭИ впадает в ступор. Первая реакция — страх, паника. На то, чтобы выйти из этого состояния и начать действовать уходит очень много времени.

При развитом ЭИ человек сразу распознаёт собственную эмоцию (страх) и быстро её прорабатывает. Это не значит, что он не боится вовсе, но на управление страхом он затрачивает значительно меньше ресурсов.

Команда сотрудников с высоким ЭИ быстрее подстраивается под новые условия, принимает правила игры и показывает высокие результаты. Особенно когда речь идёт о напряжённых ситуациях. Кроме того, люди с высоким ЭИ в целом менее конфликтны и умеют договариваться, а это позитивно влияет на атмосферу в команде и на её эффективность.

Задача: управлять отделом

Ещё более значим эмоциональный интеллект для руководителей. Лидеры с развитым ЭИ умеют распознавать, решать и предотвращать конфликты, понимают своих сотрудников, знают, как их поддерживать и мотивировать.

К примеру, команда не успевает уложиться в срок сдачи проекта. Руководитель с низким ЭИ в такой ситуации скорее всего будет действовать жёсткими методами: криками, угрозами увольнения, штрафами. Он демотивирует команду и, возможно, даже потеряет часть сотрудников. На скорость сдачи проекта это повлияет разве что в обратную сторону. Руководитель, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, сумеет вникнуть в проблему. Вместо крика он будет разбираться — почему команда опаздывает. Если причину возможно устранить, он это сделает. А если проблема изначально была в нереалистичных сроках — пойдёт на переговоры с заказчиком.

Задача: получить повышение

Шансы на повышение тоже выше у людей с высоким ЭИ. Разбираясь в собственной мотивации, они обычно умеют убеждать в свой правоте. А кроме того, они демонстрируют именно те качества, которые способствуют карьерному росту — целеустремлённость, коммуникабельность, гибкость мышления, ответственность. Кроме того, при развитом ЭИ человек с большей вероятностью будет заниматься именно тем, что его действительно интересует и вдохновляет, а значит, будет куда больше вовлечён в дела компании.

Задача: провести переговоры

В переговорах очень важно понимать вторую сторону. Не просто оперировать цифрами и фактами, а осознать, что напротив сидит живой человек. Именно из людей с высоким эмоциональным интеллектом получаются самые успешные переговорщики и специалисты по продажам. Они вникают в интересы и потребность собеседника, уважают его эмоции и создают комфортную среду для открытого диалога.

Задача: рабтать самостоятельно на фрилансе

Может показаться, что ЭИ бесполезен для тех, кто работает сам на себя или выполняет индивидуальные задачи. Но это ошибочное суждение — эмоциональный интеллект помогает в том числе регулировать собственные эмоции.

Вспышки гнева, безотчётная тревога, усталость — всё это сильно снижает работоспособность. ЭИ также помогает бороться с прокрастинацией. Вместо того, чтобы бесконечно откладывать неприятные дела, человек с высоким ЭИ способен разобраться, почему не хочется работать. И справиться с причинами этого состояния.

Как ЭИ работает с научной точки зрения

Обработка эмоций происходит в нескольких зонах головного мозга. К примеру, таламус отвечает за то, какая зона будет получать эмоциональную информацию. Гипоталамус регулирует выделение гормонов, связанных с эмоциями, таких как адреналин и кортизол. Эти гормоны могут повлиять на физиологические реакции, такие как учащенное дыхание, повышенный пульс и повышенное давление. Во фронтальной коре проходит анализ, принятие решений, эта же зона ответственна за самоконтроль.

Следовательно, реакции человека на эмоциональные стимулы можно изучать. Так, исследования с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI) показывают, что у людей с высоким ЭИ активация амигдалы (части мозга, ответственной за эмоциональные реакции) может быть менее интенсивной в ответ на негативные эмоциональные стимулы.

«Недавние исследования показывают, что определенные характеристики личности могут составлять значительную часть различий в нейронной реакции на эмоциональные стимулы; например, реакция миндалевидного тела на лицевые сигналы страха значительно коррелирует с индивидуальными различиями в тревожности».

ИсточникPersonality influences the neural responses to viewing facial expressions of emotion, 2011)

То есть чем выше эмоциональный интеллект, тем проще справиться со стрессом, взять себя в руки и не запустить рабочие и личные дела. Уровень эмоционального интеллекта можно измерить. Существует несколько признанных психологических тестов, которыми можно проверить себя:

  • ВРЕЗ
  • MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Авторы — Джоном Майером, Питером Саловеем и Дэвидом Карузо. Оценивает четыре основных компонента ЭИ: перцепцию, использование, понимание и управление эмоциями.
  • Emotional Intelligence Appraisal. Разработан Трэвисом Брэдберри и Джином Гризом, предоставляет оценку уровня ЭИ и рекомендации по улучшению навыков.
  • EQ-i 2.0 (Emotional Quotient Inventory 2.0). Создан Марком Ивэнсом и Стивеном Шанкаром. Оценивает пяти областей ЭИ: самосознание, самоуправление, межличностные навыки, принятие решений и адаптация.

И это не полный список.

Как развить эмоциональный интеллект

ЭИ — не врождённый показатель. Он меняется в течение жизни, с возрастом и опытом, и его можно развивать. Методов много, какие подойдут именно вам — заранее угадать нельзя, но можно пробовать разные подходы.

Читать книги

Всегда полезно 🙂 На помощь придут и специализированные книги по психологии и социологии, которые разбирают тонкости отношений людей между собой, и художественная литература. Я рекомендую классику, где эмоции и ощущения прописаны достоверно, глубоко и со знанием дела.

Слушать других людей

Многие люди в разговоре просто ждут своей очереди высказаться. Вместо этого можно попробовать наблюдать за собеседником. О чём он думает во время разговора? Что им движет / какая у него цель? Возможно, устал или нервничает — почему? Что именно он хочет донести? Приучая себя замечать эмоциональные реакции других людей, можно существенно развить способность понимать людей (и себя). Если так называемое активное слушание не даётся от природы, его можно развить тренировками. Когда в следующий раз будете общаться с коллегой — попробуйте задать ему несколько вопросов о том, что он рассказывает. И не перетягивайте на себя одеяло.

Учиться у лучших

Думаю, у большинства людей есть примеры для подражания: коллеги, руководители, медийные персоны, которые замечательно общаются с другими. Попробуйте понаблюдать, что и как они делают, понемногу повторяя их подходы. Главное, не перестараться и вести себя естественно.

Это только несколько техник, на самом деле их значительно больше. В том числе — медитации, тренинги, дневники эмоций и тд. Но главное — это постоянная практика, общение с людьми и концентрация на их эмоциональных реакциях.

Эйчары редко пишут про эмоциональный интеллект в вакансиях, но не потому что он не нужен, а потому что это базовое качество. ЭИ обязательно должен прикладываться к профессиональным навыкам, если человек заинтересован в развитии карьеры. 

Читайте нас в Телеграм
Читайте нас в Телеграм
Комментарии: Успешная карьера и эмоциональный интеллект: где связь
Блоги компаний
⚡ В тренде
Анализ сайтов конкурентов – один из эффективных способов оценки рынка, его рисков и перспектив. Изучая сайты компаний, работающих в той же нише, можно понять, как от них лучше отстроиться и выделить собственные преимущества. Исследование поможет увидеть направления дальнейшего развития, выявить пути максимального охвата рынка и увеличения прибыли. В статье рассмотрим, как сделать анализ сайтов конкурентов, […]
На ежегодной конференции разработчиков WWDC 2024 компания Apple презентовала iOS 18. Обновление выйдет в сентябре, общедоступная бета-версия появится в июле. Специалисты уже назвали это обновление iOS самым масштабным за последние 12 лет. Мы расскажем, когда выйдет iOS 18 и что о нем известно на текущий момент. Какие устройства смогут обновиться, как установить обновление и получить […]
Изучать истории успешных блогеров полезно каждому, кто планирует развивать свой канал. На YouTube большая конкуренция, поэтому выйти в ТОП видеоблогеров удается далеко не всем. В статье расскажем, чем занимается Глент, как стал популярным, сколько зарабатывает и какой контент снимает. Также приведем несколько фактов о карьере и жизни блогера. Читайте также: Как набирать миллионы просмотров на […]
Если вы видели мемы со скибиди-туалетом, то возможна первая ваша мысль была, как это развидеть? Не торопитесь, мы поможем вам разобраться в этом тренде и понять, почему торчащие из унитаза головы стали популярным мемом. Из этой статьи вы узнаете, что означает мем «Скибиди Туалет» и откуда он взялся. Читайте также: Кто такой Анк на сленге?  […]
Правдива ли история из Forbes про учительницу, которая от безысходности продавала вещи с грудным ребенком на руках? Предлагаем разобраться вместе. Из этой статьи вы узнаете, как самая богатая женщина России создавала свою площадку. С чего начинался Wildberries, как он развивался, какие позиции занимает в наши дни. Читайте также: Как начать продавать на Wildberries История создания […]
Новости
Свежие статьи